Рыночная аналитика: что, как и зачем?

Прежде чем браться за раскрутку своего аппа, вы должны разведать, в каких условиях ему предстоит выживать и набирать аудиторию. Это знание, пусть нелицеприятное, разрушает вредные иллюзии и дает возможность тщательно оценить экономическую подоплеку вашего продукта.

Будет чрезвычайно самонадеянным не узнать хотя бы, сколько у вас конкурентов, какой объем инсталлов у каждого из них, насколько подвижны чарты в данной нише. Одно дело, если у вас глобальный сервис поиска отелей, совсем другое — если вы продвигаете в Индонезии игру-головоломку. Разные задачи — разные стратегии. И разные деньги.

Иначе как изучая конкурентную среду, такую информацию не добыть. Сами маркеты предоставляют данные в урезанном виде, вдобавок малоудобном для изучения. Но свято место пусто не бывает: инструментов для анализа рыночной конъюнктуры масса.

Что и какими средствами изучать у конкурентов

Перво-наперво вам надо определить, с кем, собственно, вы соперничаете. Кто ваш прямой конкурент, а с кем ваши интересы пересекаются лишь с малой части. Чтобы собрать «имена, позывные, явки», просейте мелким ситом те разделы сторов, где сами предполагаете закрепиться.

Рекомендуем объединить сведения об окружении вашего аппа в одном документе. Степень детализации — на ваше усмотрение. Разумно как минимум по каждому приложению фиксировать:

— ссылку на его страницы в сторах;
— адрес его веб-сайта или посадочной страницы
— URL его профилей в соцсетях.

Однако вы вольны (и мы вам искренне советуем!) вести учет значительно более подробный: с краткими характеристиками функциональности и юзабилити продукта, с техническими нюансами — вплоть до того, например, есть ли у него интеграция с эппловским Passbook, реализована ли кроссплатформенность и т. д. Пригодится.

Когда вы прочёсываете цифровую местность впервые, проще всего осуществлять поиск по ключевым словам вашего продукта в Google. Формат запросов: «ключевое слово + app», «ключевое слово + приложение», «ключевое слово + скачать в App Store» и т. д. То же ищите через строку Search на самом App Store или Google Play. В первом и втором случае результаты обыкновенно различаются.

Очертив ареал вашего приложения и соперничающие с ним виды мобильной фауны, принимайтесь за их планомерный анализ. Для принятия фундаментальных решений о продвижении своего продукта вам крайне желательно собрать следующие данные о конкурентах.

• Позиции в топах. Изрядная часть информации о состоянии топов в маркетах доступна на безвозмездной основе. Например, даже при бесплатном использовании App Annie — лидера в аналитике мобильного рынка — вы с легкость узнаете (рис. 1), какие места в сторах занимают ваши конкуренты, какова динамика их рейтинга, в том числе в отдельных странах.

Подобную информацию, хотя в чуть менее детализированном виде, дает сервис AppTrace (рис. 2). Зато, вбив в его поисковую строку название аппа, через две-три секунды вы узнаете наряду с прочим, сколько отзывов о приложении оставлено, какова их эмоциональная окраска, какие слова чаще всего встречаются в них и т. д.

Подробнейшие сведения о том, где чье место в маркетах и кто на что претендует, предлагает и система AppFigures. За пользование ею нужно платить, хотя есть возможность изучить ее потенциал в пробном, четырнадцатидневном режиме.

• Выручка. Дает понять, насколько плодородный участок вы выбрали и как планировать экономику аппа. Ранее упомянутый App Annie располагает такими сведениями: накопив огромный массив информации о корреляции между позициями приложений, их типами и доходами, он с достаточной высокой точностью высчитывает предположительный заработок ваших конкурентов. Эти отчеты — хлеб сервиса, и, разумеется, они доступны лишь при его коммерческой эксплуатации.

• Охват Веба. Насколько глубоко «окопались» ваши конкуренты, вы поймете, изучив характер их онлайн-присутствия. Много ли о них пишут в медиа, часто ли их названия упоминаются, посещаемы ли их веб-сайты? Разведав всё это, вы будете в состоянии предположить, насколько плотно ваши соперники занимаются маркетингом. А также идентифицируете часть источников их трафика.

Из бесплатных инструментов вам будут полезны Google Alerts и «Яндекс.Блоги». Впрочем, ни тот, ни другой не панацея: продукт редмондской корпорации не всегда выдает актуальные данные, а российский сервис ограничен российским же сегментом Сети.

В зарубежном интернете подспорьем вам послужит простенькая, зато бесплатная система поиска по соцмедиа SocialMention.

Найдя сайт интересующего вас приложения, обязательно прибегните к Alexa. Абсолютно бесплатно вы получите ворох ценных данных, как то (рис. 4):

— глобальный рейтинг сайта по размеру аудитории;
— показатель отказов (bounce rate);
— среднее число просмотров на посетителя;
— среднюю длину пользовательской сессии;
— в каких точках мира находится большая часть аудитории ресурса;
— какие сайты чаще всего посещают люди, прежде чем зайти на данный.

Коммерческих продуктов для мониторинга упоминаний о своих и чужих приложениях уйма. Не отдавая никому пальму первенства, отметим Mention, который в реальном времени уведомляет клиента о том, что и в каком ключе пишут сейчас о его приложении в Вебе. При необходимости к системе подключаются ваши профили в соцмедиа — ради оперативной реакции на реплики и материалы, касающиеся продукта.

• Ключевые слова. Чтобы составить свое семантическое ядро для ASO, вам прежде следует узнать, по каким словам продвигаются в маркетах ваши конкуренты (рис. 5), где вам с ними по плечу и по карману тягаться, а где нет.

Наиболее популярным сервисами для «лексической разведки» является, пожалуй, SensorTower.

В свою очередь, App Annie, как комплексная аналитическая система, также рисует отличную панораму «словесных баталий»: по каким словам и словосочетаниям продвигается приложение, насколько обширна выдача маркета по каждому, как апп ранжируется по конкретному запросу, теряет по нему позиции или набирает. «Оптика» сервиса позволяет разглядеть детали — узнать соответствующую информацию за какой-либо период в отдельной стране.

Справедливости ради отметим, что при работе с русскоязычными запросами зарубежные системы периодически дают маху. Поэтому советуем вам выбирать десяток-другой «ключевиков» из выданных сервисом, выбивать их в поисковую выдачу и проверять, находятся ли по ним заявленные аппы.

• Маркетинг конкурентов. Даже не разведка, а без пяти минут промышленный шпионаж. При желании вы с высокой степенью достоверности — и все-таки легально — можете узнать, как и когда ваши конкуренты рекламируют свои продукты. Например, с помощью сервиса AdBeat. Он позволяет отслеживать рекламные кампании конкурентов, даты их запуска, ориентировочный бюджет… — очень и очень многое, вплоть до их A/B-тестов. Инструмент платный — минимум $249 в месяц.

Востребован и его аналог WhatRunsWhere, покрывающий более 90 рекламных платформ. Цена входа — $249 в месяц.

Из новейших трендов нельзя не выделить анализ реальной активности людей в приложении. Так, App Annie в январе 2015 года представил в бета-версии сервис Usage Intelligence, который, как декларируется, умеет отслеживать в приложениях конкурентов, в частности, следующие метрики:

— число активных пользователей;
— среднее число сессий на пользователя;
— среднюю длительность время сессии;
— общее число заходов в апп.

Сходный продукт проанонсировала израильская компания SimilarWeb, известная своими решениями для анализа трафика в Вебе и мобильном интернете. Инструменты такого рода — сугубо платные.