Правила App Store и Google Play и как их не нарушить

Признаем очевидное: два крупнейших магазина мобильных приложений диктуют разработчикам свои требования. Забавно ли, печально ли, но с обоими издатели периодически взаимодействуют как с бюрократическим аппаратом.

Декларируется следующее: соблюдай все регламенты, или с глаз долой, из стора вон. При «неполном служебном соответствии», подсказывает, однако же, опыт твоих предшественников, убедительно доказывай и показывай, что делаешь всё как положено, но, если тебя выведут на чистую воду, не обессудь.

По сравнению с предыдущими годами администрация App Store и Google Play гораздо последовательнее в своих рекомендациях, или гайдлайнах (калька с англ. guidelines). Изучите их вдоль и поперек — подстелите соломку. В случае прямого пренебрежения правилами дипломатия из разряда «Если вы не отзоветесь, мы напишем в Спортлото» — это курам на смех. Апеллировать не к кому, кроме самих Apple и Google.

Вам не дадут пролезть в чужой монастырь со своим уставом. Однако не все отступления от буквы закона караются с одинаковой строгостью. Вдобавок истинный порядок вещей — чаще к счастью, чем к несчастью, — не всегда совпадает с тем, что постулируют Apple и Google.

Требования сторов не высечены на каменных скрижалях в Купертино и Маунтин-Вью и претерпевают изменения. Правда, главным образом в сторону ужесточения. Мы коснемся тех аспектов работы приложения, которые чаще всего становятся камнем преткновения при его премодерации и размещении в App Store и Google Play.

Манипуляции с топом

Ни App Store, ни Google Play не одобряет попыток влиять на место приложения в своих рейтингах какими бы то ни было форсированными методами, включая закупку трафика в рекламных сетях и через агрегаторы. Однако официальная позиция магазинов слабо согласуется с подлинным положением вещей, которое они сами же и породили. Это как табличка «По газону не ходить» у обочины оживленной трассы без пешеходной части.

Как мы неоднократно замечали в главе «Типовые стратегии продвижения приложений», подавляющему большинству приложений без выхода в топ не светит ни многочисленная аудитория, ни солидные заработки. А поскольку важнейшие критерии ранжирования аппа — это число его скачиваний за определенные периоды времени, без первичного импульса и дополнительной подпитки в дальнейшем почти невозможно потеснить тех, кто закрепился на верхних строчках чартов.

Лидеры топов пожинают десятки тысяч инсталлов лишь в силу достигнутого ими положения и в девяноста пяти случаях из ста не то что не чураются манипуляций с рейтингами — обязаны им своим успехом.

Ситуация в рейтингах сторов сложилась почти такая же, как в выдаче поисковых систем: формально накрутки запрещены, веб-мастеру предлагают «развивать свой сайт», однако без воздействия на внешние факторы ранжирования на первые позиции не попасть. Шанс есть, но мизерный.

Гипотетически за грубое проталкивание приложения в рейтингах его разработчику грозит отлучение от Apple Developer Program или Google Play Developer Program. Если же знать меру и не прибегать к топорным методам наподобие ботоводства, на практике ничего ужасного не произойдет. Именно зазоры между «де-юре» и «де-факто» и дают возможность карабкаться на вершины чертов.

Накрутка отзывов и подкуп пользователей

Отзывы о приложении и его рейтинг в значительной степени определяют, насколько оно будет привлекательно для аудитории, а главное, влияют на его позиции в магазинах. Искусу воздействовать на «общественное мнение» трудно сопротивляться, но фальсификации и грубый подлог в данном случае неприемлемы. (рис.1)

Ни при каких обстоятельствах не принуждайте пользователей оставлять отзывы, иначе вас ждет справедливый бан. Также запрещено прямое поощрение аудитории за отзывы и оценки: «Поставь игре высший балл и получи пять кристаллов». Будьте осторожны и с биржами отзывов: работа с ними рискованна, и неприкрытый мухлеж в сторах раскусывать умеют чисто алгоритмически.

Можно ли как-то влиять на рейтинги? Можно, но осторожно. Главный секрет в том, чтобы не накручивать оценку, а призывать лояльных пользователей проголосовать так, как они считают нужным (рис. 2), с чем мы детально разберемся в отдельной главе.

 

Альтернативная оплата

Едва ли не беспощаднее всего App Store и Google Play карают пытающихся подорвать их финансовое благосостояние. Как тот, так и другой магазин взимает с платежей в пользу разработчика приложения 30%-ю комиссию, чем и живет. Любые иные, обходные способы денежных расчетов между издателем и пользователем вне закона: ни SMS, ни банковских карт, ни электронных денег. Только in-app purchases.

В начале 2014 года широкий резонанс получила блокировка в Google Play популярного приложения Worldscope Webcams, автор которого предлагал отключение встроенной рекламы с помощью платежа через PayPal. Заметим, что на риск он пошел не от хорошей жизни: в Хорватии, где он проживает, Google Play на тот момент не поддерживал IAP. В конце концов приложение вернули в рейтинг, однако рассчитывать на милость администраторов стора не следует даже в таком спорном случае.

Попытка отвести денежные потоки от магазина чревата пожизненным баном без предупреждения. Исключение делается для мобильных «витрин», через которые продаются реальные товары и услуги.

Нарушение возрастных ограничений

Каждое приложение в сторе относится к некоей возрастной категории. Так, в Google Play предусмотрена следующая градация: «Для всех», «Для детей», «Для подростков», «Для взрослых». У App Store иная система: 4+, 9+, 12+, 17+.

От того, каков минимально допустимый для использования аппа возраста, зависят предъявляемые к нему требования. Например, в Google Play есть ограничения на использование социальных функций приложениями для младшей возрастной группы; в App Store детям до 13 лет запрещено показывать контекстную или основанную на поведенческом таргетинге рекламу. Нарушение правил, соответствующих возрастной маркировке аппа, влечет за собой карательные санкции со стороны администрации магазинов.

Если приложение задумано как массовое, то отсечение детской и подростковой аудитории способно подрубить его успех на корню. Пометку 17+ разработчики иногда с горечью называют «знаком проклятых»: рекламные сети частенько чураются такого аппа, в связи с чем до 60-70% трафика пролетает мимо него. Приложения отдельных видов, например дейтинги, редакторы App Store относят к разряду 17+ по умолчанию.

Однако существуют способы охватить младшую аудиторию, оставшись в пределах сторовских и моральных законов. В частности, сервисы знакомств, дабы втиснуться в прокрустово ложе приличий, убирают из своих аппов малейшие намеки на секс и эротику. Кроме того, бывает, они «инкапсулируют» подростков, с тем чтобы они общались внутри приложения сугубо между собой и им не писали взрослые. В таком случае апп имеет шансы попасть в вожделенную категорию 12+ (рис. 4).

 

Использование чужих имен

Магазины всё пристальнее следят за тем, чтобы приложение не эксплуатировало название какого-либо другого, более популярного. Раньше, мимикрируя под известные тайтлы, разработчики ухитрялись уводить к себе из поиска по стору огромную аудиторию. В настоящее время большая часть попыток извлечь пользу из чужой славы оперативно пресекается. Во всяком случае, для долгосрочной стратегии эта методика не годится.

На всё, что так или иначе вводит пользователей в заблуждение, администраторы делают стойку. Сурово карается неймсквоттинг — захват потенциально востребованных названий, в том числе тех, правами на которые обладают третьи лица, например совпадающих с торговыми марками. Даже если с точки зрения администрации App Store или Google Play всё в порядке, лучше обезопасить себя от юридических претензий и не рисковать.

Скажем, компания FiftyThree, разработчик популярного приложения для рисования пальцем Paper, собирается судиться с Facebook, чья читалка новостей, выпущенная позже него, была названа точно так же, пусть даже словом общего употребления (рис. 4).

Порнография и насилие

Без компромиссов App Store и Google Play выступают против контента для взрослых и проявлений насилия (особенно реалистично изображенных). Не спасает даже маркировка 17+. Причем что у того, что у другого политика в отношении «обнаженки» неуклонно ужесточается. Так, с начала 2014 года у Google Play под запретом не только изображения, включая иконки, но и описания и названия, эксплуатирующие эротические темы.

Из App Store же еще в январе 2013 года удалил приложение фотосервиса 500px — из-за жалоб на то, что в нем легко найти снимки ню. Чуть позже апп вернули обратно, только с отметкой 17+.

Оба крупнейших стора — оплоты благочестия, если не сказать пуританства в мобильном интернете. Часто они блюдут нравственность даже с перехлестом. С одной стороны, тот же Google Play теоретически делает различие между приложениями с материалами сексуального характера и теми, что акцентируют на таком контенте внимание. С другой — модераторы могут счесть порнографией даже намек на голое тело.

Менее строгие ограничения затрагивают сквернословие, грубый юмор и т. д. А пропаганда ненависти или дискриминация категорически запрещены в обоих магазинах.

Пиратский контент

Формально нелицензионные фильмы, книги, песни нельзя распространять через приложения в App Store и Google Play ни под каким соусом. Но исходной посылке сопутствует множество нюансов. Допустим, двери App Store закрыты перед аппами, которые хотя бы просто допускают обмен нелегальным контентом, например перед торрент-клиентами. Между тем в Google Play такие программы найти проще.

Российские разработчики находятся пока в несколько более выгодном положении, чем американские и европейские. При наличии сильной юридической службы издателю приложения не составит труда отбиваться от претензий по поводу «цифрового контрафакта» играючи.

Распространена такая схема. В частности, ее с давних пор применяет соцсеть «ВКонтакте». В публичную оферту вносится пункт, в соответствии с которым ответственность за распространение нелицензионного контента лежит на пользователях, его загрузивших, а не на издателе приложения.

Более того, часто авторы подобных аппов по меньшей мере на словах ратуют за тесное сотрудничество с правообладателями: «Если вы обнаружили, что ваш контент распространяется через наше приложение без лицензии, напишите нам через специальную форму. Мы проведем проверку и в случае подтверждения жалобы удалим требуемые файлы». Другое дело, что форма для подачи претензии может быть расположена в трех, кабы не в пяти экранах от главного, а те же фильмы скучающие школьники повторно зальют на сервер через день-другой.

Инициатива по блокировке приложения с контрафактным контентом может исходить как от администрации стора, так и от игроков рынка, так что «пиратить или не пиратить» — вопрос, отвечая на который положительно вы выказываете намерение действовать на свой страх и риск.

Частные требования App Store

Придерживаясь сходных позиций по рассмотренным нами вопросам, два крупнейших мировых стора исповедуют каждый свое видение хорошего приложения. Так что тщательно изучите их гайдлайны и следуйте им, особенно в том, что касается технической стороны (регламентировано многое, вплоть до максимального размера приложения, скачивание которого допускается не по Wi-Fi, и оформления иконок).

У Apple отдельный пункт правил запрещает разработчикам использовать механизмы, имитирующие функции самого стора или иначе конкурирующие с ними в распространении аппов. Именно поэтому, например, подвергся остракизму сервис AppGratis, который внутри App Store зарабатывал на промоутировании чужих приложений.

Четко оговорено использование рекламного идентификатора Apple — IDFA. Иначе как для показа рекламы внутри приложения его применять не дозволяется, что огорчает многих: очень уж он удобен. Скажем, упомянутый нами в главе «Типовые стратегии продвижения приложений» дейтинг Grindr Xtra использовал IDFA для того, чтобы авторизовать пользователя без регистрации. Однако, если рекламы в аппе нет, на текущий момент манипуляции такого рода наказуемы.

Впрочем, есть как минимум один способ отстоять право на использование IDFA. На каком-нибудь из малодоступных внутренних экранов приложения достаточно показывать баннер типа «Посмотри видео и получи монетку». Формально идентификатор в данном случае будет задействован по назначению.

Помимо всего прочего, автору приложении с IDFA требуется указать, в каких именно целях тот используется, а также подтвердить доступность опции Limit Ad Tracking, которая ограничивает отслеживание действий пользователя и показ ему рекламы исходя из них.

Необходимо правильно задавать тип используемых в приложении IAP (покупаемые однократно, многократно, по автоматически продлеваемой подписке, по продлеваемой вручную подписке). Кроме того, перед тем как отправлять апп на рассмотрение администрации App Store, проверьте, работает ли восстановление покупок на другом устройстве под тем же Apple ID.

Под давлением Федеральной торговой комиссии США Apple пришлось внести еще несколько изменений в политику IAP. Во-первых, отныне любой платеж в адрес маркета нуждается в подтверждении (раньше после транзакции открывалось 15-минутное окно, до закрытия которого не требовалось повторно вводить пароль). Во-вторых, внутреннюю покупку в приложении стало возможно отменить.

Значительная часть требований — но, признаемся, не все — продиктована здравым смыслом. App Store, в частности, не пропускает приложения, которые:

— предполагают эксплуатацию устройства в нарушение правил безопасности (например, его бросание на стол);
— чересчур быстро тратят заряд батареи или вызывают перегрев гаджета;
— не работают без указания персональной информации;
— не спрашивают согласия владельца гаджета, прежде чем определять его географические координаты;
— пытаются искусственно увеличить число показов рекламных блоков или кликов по ним.

Кроме того, администрация App Store оставляет за собой право отклонить любое приложение, которое, с ее точки зрения, является не слишком полезным или имеет много функциональных аналогов в магазине.

Полный свод правил для авторов приложений под App Store вы найдете в следующем документе. Их почти полный перевод доступен по адресу.

Частные требования Google Play

Принято считать, что в App Store модерация во сто крат суровее, чем в Google Play, олицетворяющем дух вольницы. Дескать, будут проблемы с продвижением на iPhone и iPad — всегда, если что, уйдем на крупнейший Android-маркет. Когда-то это утверждение было верным. Однако постепенно различия в строгости требований к приложениям стираются, и администрация магазина Google все дополняет и дополняет свои правила для разработчиков. Миновали времена, когда в Google Play с легкостью удавалось пропихнуть откровенный шлак.

В последнее время в Google Play уделяют повышенное внимание рекламе в приложениях и стараются насколько возможно четко очертить пределы допустимого в ней.

Так, на рекламные материалы внутри приложения распространяются все требования, предъявляемые к его контенту. Не допускается маскировка рекламы под интерфейс какого-либо иного приложения, равно как и под под системные уведомления или предупреждения.

Далее, вслед за App Store администрация Google Play ввела полный запрет на рекламу в push-уведомлениях.

У Google Play имеется аналог эппловского IDFA — advertising ID. На его использование налагаются примерно те же ограничения: «Только для размещения рекламы и анализа ее показателей».

Также с весны 2014 года Google Play усилил контроль над безопасностью приложений. Теперь проверка аппов на наличие вирусов и других угроз осуществляется не только при модерации, но и с определенной регулярностью после установки. Кроме того, приложение после обнаружения в нем вредоносого ПО может быть не только изъято из стора, но и удалено с гаджетов, на которые было установлено.

Согласно гайдлайнам Google Play, приложения не должны ни призывать, ни тем более вынуждать пользователей удалять или деактивировать программы других авторов. Исключения составляют сервисы, назначение которых — обеспечивать безопасность устройства или информации.

Запрещается и публикация приложений, собирающих какую бы то ни было информацию о пользователе без его ведома или разрешения. Сведения о том, платны ли услуги или функций, должны быть представлены в явном виде.

Наконец, аппам нельзя никоим образом влиять на настройки браузера.

Гайдлайны Google Play также надлежит внимательно изучить, и приложение надо обязательно досконально проверять на соответствием им, прежде чем отправлять его на рассмотрение в магазина. Правила представлены двумя основными документами. Первый — «Соглашение разработчика о распространении продуктов». Второй — «Правила программы для разработчиков».